Начало 90-х — то время, когда всем стали нужны программы для складского и бухгалтерского учета. Группа молодых людей — выпускники Плехановки и МИФИ — начала разрабатывать программы на заказ. Вскоре стало ясно, что нужен тиражный продукт. Так в 1994 году появились первые продукты вендора ALFA system, а первым клиентом стала компания ТСФ «Спецатомконтакт».
Первыми из российских поставщиков выпустили систему управления предприятием в клиент-серверной архитектуре на промышленной СУБД Oracle. Показатели по быстродействию и масштабированию начали удовлетворять требованиям корпоративного сектора.
Первый проект на Oracle реализовали в Авиакомпании «Ист Лайн». У компании появилась возможность вести управленческий учет по рейсам, требующий обработки большого объема хозяйственных операций.
Начали работать с производственными предприятиями. Первый такой проект — на одном из предприятий Росатома — Московском заводе полиметаллов. Полученный опыт использовали для развития — наши продукты стали учитывать особенности промышленных компаний.
К этому времени бухучет, финансы и зарплату многие уже автоматизировали, появляется интерес к решению производственных задач. Программное обеспечение пополняется новыми функциями. В первую очередь это планирование производства и потребность в материальном обеспечении. Потом из этого выросло специализированное решение для управления производством ALFA ims. Но пока, в 2000-м, мы еще не подозреваем, сколько труда и времени придется вложить, чтобы получить профессиональную производственную систему.
ОАО «Сильвинит» — для нас во многом знаковый проект. Во-первых, из-за масштаба: 7 балансовых единиц, разные виды деятельности, более 11 тыс работающих. Во-вторых, из-за широкого охвата бизнес-процессов. Сделали бухгалтерский и налоговый учет, финансы, договоры и бюджеты, централизованное снабжение, управление сбытом. Впервые в нашей практике количество пользователей системы превысило трехтысячную отметку.
Чтобы ускорить и упростить развертывание, интеграцию и кастомизацию приложений, создали технологическую платформу ALFA ESP. С этих пор все наши продукты разрабатываются на единой платформе по единым стандартам и методологиям.
Сильвинит стал площадкой и для создания первой крупной системы управления персоналом. Создали промышленную HR-систему со всеми особенностями организации и охраны труда крупнейшего горно-промышленного комплекса по добыче калийных удобрений. Собственно, сделали серьезную систему с множеством наворотов, вплели в процессы то, без чего не может работать крупная промышленная компания.
Был дан старт проекта на ПО «Маяк» — ведущем предприятии ядерного оружейного комплекса России. Автоматизировали основные бизнес-процессы: ресурсы,, персонал, бюджетирование, техническое обслуживание и ремонты. В ходе проекта решили и специфические задачи, например, учет и контроль ядерных материалов.
Событие года — пополнение семейства наших продуктов системой управления производством. Пришло понимание, что нужно специализированное решение, которое закрывает цепочку создания продукта целиком, в котором было бы все необходимое для того, чтобы производить: составы, конструкторско-технологические изменения, ресурсы, себестоимость, исполнение, а самое главное — планирование. Так появилась ALFA ims.
В ходе внедрения системы на ПО «Маяк» понадобилось обрабатывать информацию разной степени конфиденциальности, вплоть до гостайны. Создавать систему управления с неполными данными просто не имело смысла. Сделали защищенное решение для обработки гостайны.
Разработали ГИС-решение, которые связывают и обрабатывают географические и аналитические данные. На базе этих технологий для атомной отрасли сделали информационно-аналитическую систему экологического мониторинга. Система отслеживает большое количество показателей мониторинга для тысяч пунктов наблюдательной сети. Контролирует состояние воздуха, воды, почвы, биоты. Значения показателей показываются как в виде сводных таблиц, графиков и диаграмм, так и в привязке к объекту на электронных картах.
ТИС ЯОК — типовая система управления предприятием ядерно-оружейного комплекса Росатома. В качестве пилота был выбран ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». На базе линейки продуктов Alfa system работают ERP-система, системы управления производством (MES), персоналом (HRM), недвижимостью, основными фондами и ремонтами (EAM). О проекте
В этом году наша линейка продуктов стала мультиплатформенной. Наряду с СУБД Oracle стали использовать СУБД PostgreSQL. Создали импортонезависимое решение, которое не использует закрытых серверных и клиентских компонент и не зависит от политики иностранных юридических лиц. Как выяснилось, это было только началом невероятных приключений, грызем «гранит науки» и копим знания о тонкостях использования Постгри в крупных бизнес-системах до сих пор.
К этому времени набрались опыта на крупных проектах. Под каждого крупного заказчика так или иначе приходится адаптировать ПО. А внедрив систему, надо иметь возможность её развивать и обновлять, не теряя сделанных настроек.
Для управления кастомизацией добавили возможность разделения на слои: базовый слой, слой холдинга, слой предприятия. Сделали так, чтобы заказчик мог менять поведение системы без изменения базового кода, а проектные настройки при обновлениях автоматически сохранялись.
Чтобы вовремя реагировать на изменения, надо постоянно пересчитывать не только операционные расписания в цехах, но и всю сеть производственных партий. Но расчёт больших производственных программ занимает несколько часов. Мы озадачились тем, чтобы сократить длительность расчета. Добавили новые эвристики в алгоритмы, стали разделять производственную программу на несколько независимых потоков и считать их параллельно. ALFA ims научилась балансировать «большие» производственные программы с 20 000 000+ позиций.
ALFA HR легла в основу типовой системы управления персоналом для ядерно-оружейного комплекса Росатома. Сначала отработали корпоративный шаблон в РФЯЦ-ВНИИЭФ, оптимизировали систему для работы на PostgreSQL. Затем создали центр компетенций, и тиражирование на другие предприятия ядерного комплекса делал уже Гринатом — ИТ-подразделение Госкорпорации «Росатом». О проекте
Команда ALFA system стартовала масштабный проект по созданию системы управления персоналом в Татнефти. В составе системы: оргдизайн, КДП, организация и оплата труда, мотивация персонала, управление рабочим временем, промышленная безопасность и охрана труда. Подстроили систему под особенности процессов в крупнейшей нефтяной компании.
В 2021-м расширили линейку HR-инструментов, дополнив их WFM-системой. Назвали PlanForce — планирование силы. А может, сила в плане. На самом деле она умеет не только планировать потребность в персонале и графики. Еще одна сила PlanForce — в инструментах для оперативного управления трудовыми ресурсами. Подходит не только для ритейла, но и для промышленности, медицины, транспорта.
Мы делаем сложные продукты и любим то, что делаем. Многих наших наработок нет ни у кого другого. Нам хочется, чтобы наши продукты нравились нам самим. Чтобы наши заказчики реально меняли жизнь своих предприятий, а значит — реальность вокруг нас.